«Начните с туалета»: дизайнер Артемий Лебедев провел в Екатеринбурге самую странную лекцию

СТ

Сергей Табаринцев-Романов

Обозреватель

Известный дизайнер Артемий Лебедев стал пока, пожалуй, самым медийным спикером на проходящем на этой неделе в Екатеринбурге международном форуме строительства Technobuild 100+. Наверняка, его затмит лишь глава федерального минстроя Ирек Файзуллин, но столичный чиновник прилетит на Урал лишь в пятницу.


Организаторы явно не ждали такого наплыва фанатов Лебедева. Зал, рассчитанный примерно на 100 мест, был забит до отказа, в двух входах очередь состояла из десятков людей, которые пытались поймать кадр на смартфон и услышать, о чем говорит гуру дизайна. Еще один недочет – очень слабая настройка звука микрофона спикера, даже внутри зала многим приходилось вслушиваться, чтобы понять, о чем идет речь. 


Несмотря на огромные буквы названия темы – «Развитие малых городов», к малым городам Лебедев перешел лишь на 57-ой минуте спича, а спустя еще 10 минут вновь обратился к другим темам. 


Основная идея лекции – люди при проектировании городов разучились получать удовольствие собственно от жизни, увлекшись проектированием и пытаясь сделать хорошо всем.


«Возьмите Древнюю Грецию. Там точно не было никаких снипов и норм, зато было большое число очень богатых людей», которые выделывались друг перед другом. В результате получилась страна, куда весь мир летает в отпуск, чтобы получить удовольствие. А в Северное Бутово никто не едет в отпуск, хоть этот район и построен по всем нормативам», – отметил Лебедев.


Развивая тему, он отметил, что есть люди, которым нужен идеальный порядок на рабочем столе, а есть такие, к которым относится и сам Лебедев – у которых жуткий бардак. И те, у кого бардак, никогда не приходят к педантам с претензией «почему у тебя стол не загажен». Педанты же всегда сокрушаются, как может быть такой бардак на столе, ведь это просто невозможно. 


«Спальные районы проектируют по всем возможным нормам, но там нет жизни. Когда человек хочет получить кайф, он едет в центр, в старый город, где улочки не широкие, есть лестницы, даже винтовые, кривые дорожки. Город Бразилиа был построен с нуля, проект очень нравился чиновникам, но в итоге все думают только о том, как оттуда свалить, никто там не гуляет, никто не отдыхает. А в португальском городке, построенном 400 лет назад, гуляют и кайфуют», – приводит примеры спикер.


Если всем попытаться сделать хорошо – хорошо не будет никому, убежден Лебедев. Поэтому, если бы его спросили: «Как нам жить дальше?», он бы сказал: «Отмените нормы!»


«После этого кто-то сломал бы ногу, с кем-то что-то случилось, кто-то был бы недоволен. Но подавляющему большинству было бы хорошо», – считает дизайнер. 


К проектированию и развитию муниципалитетов дизайнер рекомендовал относиться как к зоне комфорта, и пусть бы она распространялась на весь город, а не на квартиру, а начинать преобразования надо с туалета.


«Это самое интимное пространство, которое влияет на все. Нельзя уважать себя, если у тебя туалетная бумага, которая пальцем протыкается. Это основа всего. И на всех предприятиях, во всех коллективах я всегда иду в первую очередь в туалет – это ключ к пониманию всего», – вещает лектор. 


Еще одна вещь, продвигающая развитие городских пространств – развитие новых нейронных связей. Это то, что не нравится людям, потому что заставляет их проводить новую работу, но приводит к развитию и созданию уникальных вещей. И это именно то, чем занимаются дизайнеры и проектировщики. 


«Мой бардак на столе бесит педантов именно потому, что человеку приходится вырабатывать новые нейронные связи, чтобы понять принцип размещения вещей на столе. И я обожаю делать вещи, про которые другие говорят – это невозможно, так никто не делает, это неправильно», – поделился со слушателями секретом успеха дизайнер.


Лебедев уверен: дизайном может заниматься каждый, и прямо тут же «благословил на получение красного диплома» всех слушателей в зале. При этом, говоря о дизайне в городе, подчеркнул, что дизайн может быть не только визуальным. 


«В Москве во всем транспорте есть одна общая схема. Остановки по дороге в центр объявляет мужской голос, по дороге на окраины – женский. Это часть навигации для слабовидящих людей, и это тоже дизайн. Смысл очень простой: в центре человек слышит мужской голос начальника, домой – женский голос супруги. Таких вещей очень много, но о них никто не знает. Например, лифт может по-разному блямкать. Блям – едет вверх, блям-блям вниз. Но на это обращают внимание только те, кому нужно», – пояснил мысль дизайнер.


Собственно, о малых городах речь зашла почти через час после начала и ограничилась набором логотипов для различных городов, таких как Ярославль, Сатка и Южно-Сахалинск. 


В завершение лекции модератор Ян Кожан, известный развитием туристических проектов в Сысертском городском округе, напомнил Лебедеву, что тот два года назад раскритиковал логотип компании «Сысертский фарфор». «В отместку» дизайнеру торжественно вручили фарфоровую кружку из проекта «Антихрупкость». Москвич признал: «Классный дизайн». 


Отвечая на вопрос о Екатеринбурге, дизайнер отметил, что уральская столица имеет огромный потенциал, который неплохо реализует, и входит в личный топ-10 городов России. При этом тут еще предстоит «работать и работать». А вот Среднеуральску досталось, его гость сравнил с одной из частей человеческого тела.


Напомним, несколько лет назад городские власти Екатеринбурга озвучивали планы о сотрудничестве со студией Артемия Лебедева, однако горожане раскритиковали идею тратить на этот проект бюджетные деньги, учитывая массу скандальных и очень дорогостоящих проектов с другими городами, включая Москву. Этим летом Лебедев уже бывал на Урале, но посещал Нижний Тагил, где восхитился 50-метровым флагштоком.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться