Ветераны в политике: мнение уральских политтехнологов

АГ

Александра Газизова

Обозреватель

Активное участие ветеранов СВО в качестве кандидатов на выборах будет одним из ярких электоральных трендов в ближайшие годы. Как было заявлено на выездном заседании Российской ассоциации политконсультантов в Екатеринбурге, в регионах УрФО в ходе минувшего выборного цикла мандаты уже получили 20 участников спецоперации, и тенденция будет лишь нарастать. Мыслями о целях, перспективах и рисках расширения представительства новой политической силы с «Сигнал Урал» поделились ведущие политтехнологи.


В первую очередь, открытие пути во власть людям, прошедшим через СВО, нужно самим власть имущим и обществу. Это – профилактика новой версии «афганского синдрома», считает Алексей Швайгерт. 



«Для простоты можно назвать это явление «украинским синдромом». Очевидно, что всех участников СВО так или иначе нужно возвращать в мирную жизнь. Чтобы они, как ветераны афганской кампании, вернувшись, не разочаровались в окружающей реальности, не начали создавать свои организованные преступные группы. Этот риск, что вернувшиеся из-за ленточки люди не будут вовремя адаптированы, сейчас купируется. Власть, учитывая советский и постсоветский опыт, открывает для них все ниши, все двери, возможности. В том числе в политику – самую сакральную сферу. Да, эта интеграция может выглядеть местами навязанной. Но власть делает это не просто так, цель здесь – безопасность. Потому что, если они не интегрируют во власть этих людей, завтра эти люди, грубо говоря, пойдут мстить», – считает политтехнолог.

Глобальных проблем с технической реализацией политического дебюта людей с боевым опытом Швайгерт не прогнозирует. Хотя признаёт, что на уровне региональной власти и партийного руководства пока есть много опасений на этот счёт.


«Ветераны заходят на различные этажи власти. Не всегда в депутаты. Где-то мы видим много назначений в качестве заместителей управленцев различного уровня. Что касается депутатства – да, участники СВО – это не те люди, которые много работали в эффективной публичной коммуникации. Эти навыки им надо развивать, для этого, кстати, заработала программа «Время героев». Те, кто её проходят, уже получают какую-то базу. В то же время мы видим определённые опасения на уровне региональных партийных работников, чиновников: «Как же мы им будем помогать избираться?» Но я всегда был убеждён, что можно избрать любого человека в органы власти, особенно сейчас, в наше время узкой нишевой конкуренции. И давайте признаемся: многим нашим статусным депутатам, уважаемым директорам заводов, пароходов и прочих холдингов – эта публичная коммуникация даётся также сложно. Но есть инструменты, которые работают», – уверен эксперт.


Не вполне солидарен с коллегой политтехнолог Александр Ханин. По его мнению, вхождение ветеранов во власть следовало бы сделать более плавным. 


«Политическая карьера должна быть последовательной. Если человек хочет быть политиком, то сначала ему надо попробовать себя в какой-нибудь общественной работе, может быть, депутатом местного уровня. Потом уже – законодательные собрания, Госдума. Надо наводнить ветеранами местный уровень, затем идти на следующий. Надо понимать, что статус участника СВО – это не паровоз, который тебя тянет. Да, к тебе относится какая-то часть населения с уважением, ты подтягиваешь под себя какой-то патриотический ресурс как сторонников, но их недостаточно, их немного. У нас общество консолидировано не вокруг СВО, а вокруг президента. И чтобы избираться, нужны деньги. На выборы идут предприниматели либо люди, лоббирующие интересы предпринимателей какого-то уровня. Кто даст им денег? Ну, пусть государство им деньги даёт. Иначе будут конфликты. Вот, например, на выборы пошёл предприниматель, с одной стороны, с другой стороны – директор школы, с третьей – участник СВО. У предпринимателя есть деньги, директор хорошо избирается, имеет общественную поддержку. А что имеет участник СВО?», – задаётся вопросами эксперт.


Между тем, ранее курирующий тему выборов в Свердловской области вице-губернатор Олег Чемезов таким образом ответил на вопрос, стоит ли ожидать массового избрания в ЗакСО ветеранов СВО. «Все калитки им откроем, но за уши тащить не будем», — образно охарактеризовал настрой власти вице-губернатор. Олег Чемезов напомнил, что подбор кандидатов – это всегда партийная история и ключевыми критериями в данном случае для политических организаций являются избираемость человека, его «чистота», полезность. Для единороссов строгим требованиям для отбора является победа на праймериз и это обязательное условие сохранится на выборах и через два года.


Ещё одним нюансом, который необходимо учитывать при планировании похода ветеранов на выборы, могут стать определённые проблемы с законом в прошлом у части из них, в том числе погашенные. Сразу несколько участников выездного заседания РАПК обозначили проблему излишней в этой части осторожности региональных ответственных за формирование пула кандидатов. В их числе – Александр Белоусов.


«Вычёркивают кандидатов с любым подобным бэкграундом. Например – за 30-летней давностью судимость по статье «Спекуляция», которой уже давно нет. Или за браконьерство на севере, где ты случайно поймал рыбу – и вот у тебя уже судимость. То есть, на репутации такие вещи если и отражаются, то незначительно. Думаю, нужно более тонко настраивать этот фильтр по судимости. C другой стороны, не возьмёт «Единая Россия» – возьмут другие партии, та же усилившаяся ЛДПР», – считает эксперт.



Напомним, в Свердловской области крупные выборы пройдут в 2026 году: избирателям предстоит сформировать новый созыв регионального Заксобрания. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев уже нацелил свердловских «единороссов» на победу во всех одномандатных избирательных округах и абсолютное большинство по партийным спискам.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться