«Работодателям легче самим выучить таджикский язык»: эксперт – об адаптации мигрантов на Урале

Озвученная мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым идея расширить практику изучения русского языка трудовыми мигрантами, как оказалось, находится уже на пороге реализации. Ассоциация Уральской гильдии преподавателей русского языка готовит к запуску проект, в основе которого лежит онлайн-курс по русскому для семей мигрантов, старт ожидается в сентябре. Примечательно, что методические материалы проходят апробацию далеко не первый год в рамках других проектов Гильдии. Например, летом на базе ДК «Железнодорожников» проходят занятия для взрослых мигрантов и их детей в рамках проекта «Воскресная школа русского языка». Основная ставка по-прежнему делается на онлайн-обучение, очные мероприятия – это именно проба методик. О том, почему в текущей ситуации реалистичен именно вариант с онлайн-обучением, и на какие рычаги нужно нажимать, чтобы улучшить ситуацию с социокультурной адаптацией мигрантов – «Сигнал Урал» поговорил с председателем гильдии Алексеем Боталовым


- Как обычно проходят занятия в школах русского для членов семей мигрантов? И почему в итоге ставка делается на онлайн-обучение?


 - Мы используем различные методы. Например, в рамках проекта «Воскресная школа русского языка», который был поддержан министерством образования и молодежной политики Свердловской области, мы начинаем с очного обучения 60 дошкольников, для которых русский не является родным, и их родителей. Сейчас на базе ДКЖ обучаются представители таджикской и кыргызской диаспор. Слушателей к нам направили национально-культурные общественные организации. Обучение проходит по воскресеньям, занимаемся и с детьми, и с родителями. Группы у нас смешанные, включают представителей обоих национальностей – это тоже важный нюанс для апробации методик. 


Опыт очного обучения у нас не первый. В прошлом году мы запускали воскресную школу для будущих первоклассников при поддержке администрации Железнодорожного района Екатеринбурга. Интерес к ней был очень высокий, хотя, трезво оценивая свои силы, мы никак её не рекламировали. Но все равно, информация по сарафанному радио разошлась, желающие шли и шли, и в итоге вместо планирующихся двадцати мы взяли 40 детей – это был предел возможностей.


Но основную ставку мы делаем на онлайн. Начнём с того, что для регулярных офлайн-курсов у нас попросту нет ресурсов. Все проекты для мигрантов мы запускаем на собственные средства, а также с помощью субсидий – поддержку оказывает минобразования региона, минсоцполитики, администрация города. Делаем по максимуму то, что возможно в текущих реалиях. Если бы у нас было, например, постоянное помещение c несколькими классами – делали бы больше, конечно. Онлайн формат – это пока единственная возможность масштабировать нашу работу. 

- Расскажите о других ваших проектах.


- За последние три года мы запустили целую серию. Например, создали 30 видеоуроков по различным жизненным ситуациям для мигрантов. После просмотра людям становится яснее, как вести себя в различных бытовых ситуациях, чтобы их поняли – в транспорте, в больнице, в парикмахерской, на массовом мероприятии, при записи детей в школу. Также был создан электронный учебник для школьников «Русский язык: Россия – Родина – Урал». И «Азбука мигранта», в рамках которой мы создали 300 карточек, содержащих информацию, нужную людям, приезжающим на работу именно в Екатеринбург. Этот проект вызвал интерес не только у трудовых мигрантов, но и у иностранных студентов, а также у местных жителей. Все материалы размещаются на нашем ресурсе «Вечерняя онлайн-школа русского языка».


 -  Как предполагается привлекать аудиторию к онлайн-курсам?


 - Информирование ведётся, в первую очередь, через национально-культурные объединения и администрации районов Екатеринбурга. Очень помогают районные управления образования, для них это очень важно, так как учителя, работающие с нерусскоязычными детьми находятся, по сути, на «переднем крае» работы по социокультурной адаптации. Очень болезненная ситуация возникает, когда в школу поступает ребенок, у которого родители плохо владеют русским. Ребенок получает задание в школе, просит маму помочь, а мама даже порой не понимает суть. Ребенок получает двойки, чувствует себя как в капкане, постоянно находится в стрессе. Поэтому важно, чтобы в процесс изучения русского языка вовлекалась вся семья.


Хотя есть другие эффективные инструменты информирования. Например, реклама в транспорте. Но на это, опять же, нужны средства - для изготовления самих информационных носителей.

- А с работодателями мигрантов сотрудничать пробовали?


- Много раз пытались выйти на сотрудничество с бизнесом, в котором традиционно велик объем труда мигрантов. К сожалению, работодатели никакого интереса не проявляют. Считается, что тема это сложная, даже токсичная, пересекаться с ней никто не хочет. Легче сделать вид, что проблемы нет.


Приведу пример. Да, работодатели чаще всего не отвечают на наши письма с предложениями по обучению русскому их сотрудников, но при этом сами порой выходят на нас с просьбой порекомендовать хорошего преподавателя таджикского языка. Им проще прорабов обучить таджикскому. Люди не понимают, что тем самым нарушают закон «О государственном языке Российской Федерации». Ведь появляется условие для неиспользования русского языка как государственного. И это нарушение ничем не отличается от нарушения других норм и законов нашей страны. Понимаете, работа по освоению русского языка иноязычными людьми, работающими здесь или даже уже принявшими гражданство - это вопрос исполнения государственной политики, а не просто укрепления культурных связей. Это очень серьёзно, и неисполнение действующего российского законодательства о государственном языке неминуемо приведет к печальным последствиям. Но работодатели часто игнорируют этот факт. 


Очень хорошо, что сейчас большое внимание уделяется контролю за качеством подготовки и сдачи обязательных экзаменов для трудовых мигрантов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Но сам факт сдачи экзамена не означает полную социокультурную адаптацию мигранта в той или иной профессиональной сфере, или в том или ином регионе. Для решения этой проблемы необходима постоянная системная работа всех органов власти, работодателей и некоммерческих организаций в нашей стране.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться