еще
+0
| Вс, 15 февраля
Скандал в Екатеринбурге: в УрГЭУ увековечили память сторонника бомбардировки Урала
Фото: пресс-служба УрГЭУ
В Екатеринбурге разгорается скандал вокруг установки мемориальной доски последнему обер-прокурору Синода и министру Временного правительства Антону Карташёву. Памятный знак появился на здании бывшего Духовного училища (ныне корпус УрГЭУ-СИНХ) на улице 8 Марта. Торжественную церемонию посетил и. о. ректора вуза Яков Силин, который говорил о «восстановлении исторической памяти».
Однако местные историки напомнили другую сторону биографии деятеля: он открыто радовался нападению нацистской Германии на СССР и надеялся на уничтожение советских заводов атомными бомбами.
Внимание к этой истории привлекли уральцы Алексей Гончаров и Андрей Ермоленко. Они опубликовали выдержки из переписки Антона Карташёва с писателем Иваном Шмелёвым. Историки уверены: героизация Антона Карташёва, как минимум, неуместна.
«Какой вышел знаменательный день этого воскресения. Это ведь был "день всех святых, в русской земле просиявших". Бессознательно "язычник" Гитлер в этот день пошел на освобождение святой Руси... Свершилось великое и почти невероятное! Наконец-то пришел капут Совдепии... Но другого пути, кроме хирургического, не осталось», – пишет Карташёв с восторгом о нападении Гитлера в письме от 25 июня 1941 года, спустя три дня после начала Великой Отечественной войны.
Иллюстрации: страницы из сборника: «И.С. Шмелев, А.В. Карташев. Переписка» / сост. Суровова Л. Ю.
Критика Карташёва распространялась и на Русскую православную церковь, выбравшую путь защиты Родины в годы войны. В своих посланиях он выражал уверенность, что в «будущем Нюрнберге» вместе с советскими лидерами должны судить и повесить Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Во время войны будущий глава РПЦ, будучи митрополитом, активно собирал средства для нужд Красной Армии. Процесс официальной реабилитации церкви в СССР начался в 1943 году после встречи Иосифа Сталина с иерархами, результатом которой стало восстановление патриаршества.
Ещё более шокирующими выглядят письма послевоенного периода. В 1948 году, когда мир стоял на пороге холодной войны, Карташёв рассуждал о неизбежности конфликта Запада с СССР и выражал надежду на то, что американское ядерное оружие уничтожит советскую промышленность. При этом он с ностальгией вспоминал Екатеринбург, где провёл юность.
Иллюстрация: страница из сборника: «И.С. Шмелев, А.В. Карташев. Переписка» / сост. Суровова Л. Ю.
«В случае войны (ее еще оттянут года на полтора) атомные бомбы посыплются не на Париж, а на российские комбинаты», – писал Карташёв про те самые комбинаты на Урале и в Свердловске.
Фото: пресс-служба УрГЭУ
Несмотря на эти факты, на официальной церемонии открытия звучали совсем другие слова. И. о. ректора УрГЭУ Яков Силин заявил, что «восстанавливать память – это очень важно для каждого, для страны важно».
Редакция «Сигнал Урал» попыталась получить комментарий у руководства УрГЭУ относительно уместности установки такой доски. Однако в пресс-службе университета, услышав вопрос, бросили трубку.
Антон Карташёв родился в 1875 году в Верхне-Кыштымском заводе Екатеринбургского уезда. Его юность была тесно связана с уральской столицей: в 1888 году он окончил Екатеринбургское духовное училище. В дальнейшем Карташёв сделал карьеру в Петербурге, став последним обер-прокурором Святейшего Синода и министром исповеданий Временного правительства.
После событий 1917 года он был арестован, а в 1919 году эмигрировал во Францию. Там он стал профессором Сорбонны и одним из основателей Свято-Сергиевского богословского института в Париже, заслужив репутацию крупнейшего историка русской церкви и идеолога «непримиримости» к советскому строю. Умер в 1960 году и похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Поделиться
0
1






