Ученый Юрий Крупнов: «Легче колонизировать Марс, чем решить проблему распадающейся российской семьи»

СТ

Сергей Табаринцев-Романов

Обозреватель

Чтобы под влиянием интернета дети не стали «чайлдфри», предмет «Семьеведение» нужно вводить уже в начальной школе. Идею об этом в одном из телеинтервью озвучил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский и Евгений. Смысл - научить детей правильным семейным отношениям, чтобы в идеале они заводили свои многодетные семьи. О том, поможет ли такой урок решить демографические проблемы России, нужно ли это делать в школе и в чем главная проблема современной семьи информагентству «Сигнал Урал» рассказал председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.


Юрий Васильевич, наш митрополит Евгений выступил с инициативой ввести в школах с начальных классов предмет «Семьеведение». Думаю, это не первая такая идея, как вы прокомментируете в принципе, такой подход, может ли он сработать?


Я думаю, что такой учебный предмет в школе вообще не нужен, это не учебный предмет.

На него отведут, в лучшем случае, час в неделю, вести его будут неподготовленные люди. И еще один момент: даже название - «ведение», предполагает традиционный подход к образовательным дисциплинам, но семья – это не вопросы, которые нужно запомнить наизусть, выучить, ответить своими словами на вопросы, как обычно в школе делают.


Но ведь про нормальную семью детям как-то надо рассказывать, не у всех есть адекватный домашний пример…


Конечно, работу с молодежью надо вести, но это должна быть внешкольная работа, внеурочная. Это должны быть не уроки с нотациями, параграфами, учебниками и т.д. это должно быть самоопределение людей в дискуссии, знакомство с реальными семьями, с реальными проблемами.


Ситуация понятна. Люди в отношении и образования и проблемы семьи, пытаются все решать самым простым способом: если что-то где-то «западает», надо ввести учебный предмет. Это уже отработано – ввел учебный предмет и все вопросы будут решены. Как минимум, это наивно, но главное, непрофессионально. Прискорбно, что и наши депутаты часто в этом направлении идут, вместе с Минпросветом. Все будут решать колоссальную всемирно-историческую проблему семьи, а распад семьи – это планетарный процесс, бюрократическими способами, да еще попиарятся на этом.

Митрополит высказал опасение, что если с детства мы не научим ребят правильным семейным ценностям, то к 13 годам их YouTube научит чайлдфри и всему такому прочему. Но если дети смотрят YouTube, может там и позитивный семейный опыт можно транслировать. Знаете такие примеры?


Да, YouTube, кстати может больше пользы принести. Есть различные ресурсы, где рассказывается про прекрасные многодетные семьи. Я помню шикарные ролики были в Воронежской области два года назад в YouTube и в VK выложены. Это проcто было эстетически красиво, привлекательно и прекрасно.



Поэтому, вопрос не в YouTube. В современном мире нет готовых решений. Это примерно то же самое, что, скажем, до открытия радиоактивности люди бы обсуждали, как сделать бомбу, которая разнесет город врага. И люди бы выступали, сказал бы батюшка: нужно сделать бомбу, которая была бы километр в длину и километр в ширину. Тогда бы она упала на город и все разрушила. А на вопросы людей, как ее поднять, он сказал бы, что это не к нему вопрос, его дело предложить.

Это всемирно-историческая проблема семьи, ключевая для России и для мира. А ее обсуждают и предлагают решения на уровне бытового вопроса. Ну, вот дверь плохо закрывается – надо бумажку подоткнуть между косяком и дверью. Вот примерно такого уровня решение – давайте введем урок один час в неделю, который никто не будет слушать, на котором не будет ответственных преподавателей.


Еще один тезис - если мы не займемся вопросом рождаемости, через 30 лет наши земли будут занимать другие народы. Есть ли статистика, насколько реально меняется этнический состав в России, насколько этот процесс заметен?


Этнический состав меняется, слава богу, медленно, порядка 1% составляет изменение соотношения условно говоря русских и приезжих. Но главный вопрос не в этом, а в том, что людей становится меньше и к концу столетия, если будут продолжаться нынешние демографические тенденции, нас останется половина. С уменьшением на определенное новое число будет давление миграции возрастать, а миграционной политики у нас нет. Поэтому, будет то, что называется этно-демографическим замещением. Но и здесь вопрос не в рождаемости.


А в чем?


Рождаемость – это следствие, а вопрос опять же в семье. И если мы обсуждаем заявления представителя Церкви, то интересно было бы понять, как Церковь видит проблему семьи. Хорошо, а можете сформулировать проблему семьи? И потом, дать что-то серьезное, что с этим делать, потому что если будет крепкая устойчивая семья, с устойчивым экономическим базисом, то будет и рождаемость. Рождаемость – следствие. Исходно, разрушена семья. И интересно понять, что Церковь предлагает делать именно с точки зрения семьи. Не с точки зрения абортов, не с точки зрения рождаемости, а именно с точки зрения семьи.

Ну вот еще одна цитата: «Давайте почитаем Пушкина, там и в 13 годков женились»…


Отлично, понятно. Обычно дальше начинают говорить, как раньше на Руси все было якобы нормально, уводят в архаику, в сказки про то, что там все было хорошо, забывая о том, что из 10 детей пятеро умирало и потом откуда-то совершенно неожиданно началась революция, хотя никаких предпосылок не было. Советский Союз разваливался под прекрасные кадры прекрасного режиссера Говорухина «Россия, которую мы потеряли», где он рассказывал о том, как все было прекрасно до революции. С точки зрения пропаганды это понятно, а если говорить по существу, предлагаю уважаемому иерарху провести дискуссию на тему, в чем современная проблема семьи, как надо решать эту проблему.

Давайте займемся этим содержательно и ответственно, не будем лезть на чужие поля. Есть церкви храмы, приходы, огромная система. Зачем им заходить в школы и вводить уроки? Это называется межведомственная экспансия. Это точно также, как если бы министр просвещения сказал, что проблема есть с патриотизмом у подростков, и предложил, чтобы на службе в каждой церкви ввели 15 минут патриотического подъема. Думаю, что Церковь бы возмутилась до глубины души, стала бы рассказывать про тысячелетний канон богослужений и т.д. и вообще «куда вы лезете».


А школа, видимо, бездонная и безразмерная, туда можно лезть всем, можно напихать любое количество предметов, на которые никто не будет ходить.


Недавно у нас озвучивали в регионе такую статистику, что число многодетных семей существенно выросло за последних 10 лет. По России в целом и по другим регионам такая тенденция наблюдается?


Тенденция есть, но проблема связана с тем, что многодетные семьи у нас считаются и с приемными детьми. У нас много таких примеров, когда особенно в сельской местности, есть двое своих, двое приемных ребятишек. Но главное в том, что что у нас подрастает не только число многодетных семьей, но и число молодых людей, которые четко говорят о том, что они чайлдфри. Получается такая демографическая шизофрения в стране.


Чтобы у нас было простое демографическое воспроизводство, чтоб мы прекратили вымирать, нам нужно в семь раз увеличить число многодетных семей. С этой точки зрения прирост на проценты – ничто по сравнению с той задачей, которая стоит перед страной. Прекратить вымирать - вот главная задача. Эти цифры все хороши для бюрократических докладов, а не для сути вопроса.


Много раз чиновники говорили родителям про то, что «государство вас не просило рожать», а если попросит – рождаемость сразу начнет расти. Или нужно, мягко говоря, нечто большее для этого?


Сам подход ужас вызывает. Ситуация такая: на телеге мы можем доехать до соседней деревни. Но чтобы добраться за сутки до Австралии, нужен самолет. В существующей системе координат мы ничего не добьемся. В лучшем случае, мы чуть-чуть улучшим социальное положение нашей чудовищно недофинансированной российской семьи. Чтобы увеличить число семей с тремя-четырьмя детьми – нужна социальная революция.


Нужна другая индустриализация, чтобы мужик профессионально рос, создавал такой продукт, чтобы его покупали по всему миру, вытаскивали свои доллары, динары и юани, и мужик достойно зарабатывал на четверых детей, на жену, на себя. Нам нужна новая форсированная индустриализация, нам нужна другая урбанизация. Нужно, чтобы система «дом + квартира» стала стандартной для многодетных семей. Это совершенно другой подход в логике малоэтажной застройки, а не мегаполисная урбанизация со «скворечниками». Это 7 -10 разных революций – в здравоохранении, в образовании, в других сферах. Тогда семья задышит.

Отдельно нужен нацпроект, посвященный мужчине. Мужиков наших надо поднимать, потому что они и юридически забитые и генетически, каждый второй – малохольный. А в демографии главное – это мужик. Будет он нормальный, вокруг него будет семья, это очевидно. А женщины у нас прекрасные. Проще на Марс добраться, терраформировать его и колонизировать, чем восстановить семью в ее полноте и сделать так, чтобы половина всех семей в стране были с тремя-четырьмя детьми, и они жили не за чертой бедности. Вот задача, которую должно решать правительство РФ, правительство каждого субъекта с утра до вечера. Атомная бомба – это детский лепет с точки зрения сложности, по сравнению со сложностью семьи.


Но у нас «час урока введем в начальной школе и решим все вопросы»... Это как гора огромная, к ней человек подходит и думает: «сейчас мужиков позову, втроем мы ее передвинем». Это полная неадкватность всем реальным проблемам бытия.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться