Эксперты: без господдержки развитие коммерческого электротранспорта будет идти долго и медленно

За последние несколько лет развитие коммерческих электромобилей сделало огромный рывок вперед. В стране есть производители, инжиниринговые компании, занимающиеся адаптацией электромобилей для городских и хозяйственных нужд, но рынок сбыта практически отсутствует. Об этом сегодня шла речь на Всероссийском совещании по развитию городского транспорта, которое прошло в Екатеринбурге.

Коммерческий директор компании «Гримм электро» Игорь Жуков рассказал о производстве электрогрузовиков, налаженным совместно с заводом «Автотор» в Калининграде. На базе компактных грузовиков Foton «Гримм-электро» разработала две серии грузовиков на электрической тяге под брендом Brock – полной массой 7,5 и 16 тонн. На шасси возможна установка любых вариантов дополнительного оборудования – обычные грузовики и с изотермическим кузовом, коммунальная техника, фронтальные погрузчики, мусороуборщики, подъемники. Опытные образцы работают в Москве с прошлой зимы, зарекомендовали себя хорошо.


«Плановые показатели у нас 3 тыс. автомобилей в год, но со сбытом не очень хорошо. Наше государство вроде бы хочет эксплуатировать электрические грузовики, но на рынок выйти оказалось достаточно сложно. Есть постановление правительства от 2021 года, которое регламентирует развитие электрического транспорта в России, но когда делали это постановление, забыли, что у нас есть грузовики – оно касается только автомобилей полной массы до 3,5 тонн», – акцентировал Игорь Жуков.


Фактически получается, что заказчиками выступают только представители бизнеса, госзакупок на электрогрузовики, по сути, нет. Покупателей останавливает высокая цена таких машин: она практически вдвое выше, чем у аналогов с ДВС. Однако, уверяет представитель производителя, в ходе эксплуатации цена грузовика полностью окупается за пять лет. Не считая того, что исключаются поломки и обслуживание, связанные с двигателем и смежными узлами, стоимость эксплуатации на 1 км является в три раза ниже.

По словам коммерческого директора, в электрогрузовиках заинтересованы крупные торговые сети, например, несколько машин на протяжении некоторого периода тестировала торговая сеть «Лента». Также он отметил, что в ближайшее время несколько грузовиков отправятся в Екатеринбург для обслуживания сети «Монетка».


Потенциал у электрогрузовиков огромен, считает Игорь Жуков, с точки зрения достоинств они экологичны, экономичны, надежны, бесшумны и комфортны. Но для того, чтобы их начали приобретать, нужно политическое решение. В пример коммерческий директор привел Москву, где вопрос с применением и закупками такой техники может решить одним распоряжением мэр. А значит, вполне возможен такой вариант и в других городах.


«Екатеринбург всегда был в числе передовых городов в плане внедрения новых возможностей и технологий», – резюмировал Жуков.

Похожая тональность прослеживалась в докладе руководителя проектов E-mobility АО «Спецавтоинжиниринг» Ольги Бойко. Эта компания более семи лет реализует проекты по разработке коммерческих электромобилей совместно с ГАЗ и Sollers. На базе «Газель Next» были поставлены электромобили для Сириуса, Сколково, РЖД, ВДНХ, Ikea. Учитывая многолетнюю эксплуатацию, они себя удачно зарекомендовали, но тем не менее, речь идет буквально о единичных поставках. Компактные электрические грузовики на базе модели Sollers Argo также нашли свое применение на ВДНХ и в очень ограниченном количестве – на московских улицах. И основная проблема та же.


«Без государственного стимулирования коммерческие электромобили будут развиваться медленно и долго. Нужны крупные заказчики, например, город», – посетовала Ольга Бойко.


Она подчеркнула, что электрогрузовики могут найти применение на крупных промышленных площадках, где постоянно нужно перевозить определенные грузы по территории завода и при этом есть неограниченный доступ к ночной зарядке. Еще один пласт заказчиков – онлайн-магазины. По словам Бойко, у Wildberries есть запрос на фургоны в качестве транспорта последней мили.

Большая проблема связана с локализацией производства компонентов. Представители обеих компаний подтвердили серьезную зависимость от ряда компонентов, в частности, «Спецавтоинжиниринг» собирает батареи под собственным брендом, но делает это из китайских компонентов. Игорь Жуков указал на то, что для грузовиков с Brock локализация практически нулевая – шасси, батареи и основные узлы импортного производства.

Тем не менее, эксперты уверены, что потенциал у подобных машин просто огромен, особенно в коммунальных хозяйствах мегаполисов, крупных компаний и туризме. 


В качестве мер поддержки по выходу на рынок эксперты предлагают внедрить программу субсидирования закупочных процедур на федеральном уровне, рассмотреть вариант льготного лизинга, бесплатный проезд по платным дорогам, ограничение на въезд в центр города двигателям с ДВС и бесплатный – для электромобилей, а также обнуление транспортного налога, бесплатные парковки и развитие заправок для грузовиков.       

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться