еще
+0
| Сб, 8 февраля
Главные тренды в развитии электротранспорта озвучили в Екатеринбурге
На прошедшем в Екатеринбурге всероссийском совещании по развитию городского электрического транспорта эксперты обсудили не только актуальное состояние сферы, но и общие мировые тенденции. Председатель «Союза пассажиров» Кирилл Ятнов озвучил 10 глобальных трендов, которые выделил Международный союз общественного транспорта. Оказалось, что Россия в целом и Екатеринбург, в частности, двигаются в общем направлении.
Пассажиропоток и Covid
По словам Кирилла Ятнова, один из главных трендов – пассажиропоток – так и не восстановился после ковида в большинстве стран. Да, в Турции или ОАЭ он даже вырос и составляет порядка 110% от уровня 2019 года, но, вероятно, это связано с туристическими потоками. В Северной Америке уровень использования общественного транспорта восстановился до 75-80%. В Екатеринбурге власти в конце прошлого года отмечали, что пассажиропоток практически вышел на доковидные показатели.
Электрификация общественного транспорта
Электробусы получают стремительное распространение по всему миру, но с Китаем, похоже, соревноваться уже бесполезно – в Поднебесной эксплуатируется половина всех электробусов мира. В Индии активно развивается программа нулевых выбросов, развивает свой электрический транспортный парк Турция. Один из таких «монстров» – сорокаметровый четырехсекционный электробус вместительностью 412 пассажиров.
Россия выглядит на фоне этого тренда вполне актуально. В прошлом году сообщалось, что в Москве эксплуатируется около 2 тыс. электробусов – это самый крупный городской парк в Европе, который обгоняет электротранспорт Лондона. Также это сопоставимо со всем парком Чили – страны, где эксплуатируется 40% всех электробусов в Латинской Америке. Екатеринбург на этом фоне выглядит в числе отстающих, хотя можно отметить, что новые троллейбусы, закупающиеся мэрией, имеют запас свободного хода, так что муниципалитет присматривается и к такому виду общественного транспорта.
Цифровизация ОТ
Создание цифровых двойников компаний – мировой тренд, но сложно сказать о том, насколько он внедряется в нашей стране. Часто речь идет о цифровых технологиях для персонала, которые помогают проводить диагностику подвижного состава, оперативный ремонт и своевременное обслуживание. Мировые законодатели мод здесь – США, ОАЭ, Бразилия, Малайзия.
Открытые платежные системы
На протяжении десятилетий крупные муниципалитеты придумывали и вводили интегрированные системы оплаты, которыми на льготных условиях можно оплачивать транспорт и не только. Это популярная практика, однако мировой тренд демонстрирует разворот от нее, держа курс на открытые системы, при которых для оплаты транспорта идут в ход самые разные варианты. В Екатеринбурге, к примеру, активно внедряются цифровые валидаторы, которые позволяют оплачивать проезд любыми картами, а сегодня власти анонсировали вариант с оплатой через QR-коды.
Снижение прибыльности общественного транспорта
Повышение расходов и снижение доходности общественного транспорта. Общественный транспорт, судя по всему, нерентабелен по всему миру, в разных странах с этим борются по-разному.
Например, есть тренд на рост небилетных доходов, когда транспортники зарабатывают, например, на вендинговых аппаратах или даже на платном WiFi. О степени нерентабельности много говорит переход на брутто-контракты в Екатеринбурге, согласно которым доходы от билетов не отбивают и половину реальных нужд транспортных компаний.
Нехватка персонала
Студенты из кампуса УрФУ в Новокольцовском уже несколько недель трубят о критической ситуации с автобусами в этот удаленный район города. Ответ муниципалитета и депутатов совпадает – автобусы есть, водителей не хватает. И это не уникальная ситуация, обострение кадрового голода в сфере общественного транспорта характерно для всех континентов. Трудовые мигранты из Малайзии едут «крутить баранку» в соседний Сингапур, филиппинцы – в Австралию и Новую Зеландию. В Екатеринбурге водителям обещают зарплаты выше, чем у инженеров и офисных сотрудников, но удастся ли набрать нужное количество, спрогнозировать невозможно.
Создание рельсовых систем
На фоне безуспешной борьбы лоббистов из Екатеринбурга за вторую (и очень гипотетическую) линию метрополитена, глобальный тренд говорит о том, что уральцы тонко чувствуют направление развития городов. Прямо сейчас в КНР строят метро в 47 муниципалитетах. И хотя в Екатеринбурге последний раз станцию метро открывали 12 лет назад, в планах пространственного развития три линии непременно присутствуют. Там же, где нет финансовых или иных возможностей для строительства метро, развивают трамваи и BRT, в самом упрощенном виде представляющую собой систему выделенных полос на дорогах общего пользования. И вот этот проект очень активно развивается в уральской столице.
Ограничение для автомобилей в центре городов
Создание пешеходных зон все активнее входит в жизнь крупных городов с плотной застройкой. Хотя в последние годы ограничение движения автомобилей и транспорта становится характерно не только в Европе, двигаются к этому в Турции, Индии, Саудовской Аравии. Нельзя сказать, что это популярное решение в России: в Екатеринбурге, например, не удалось создать даже зон, свободных от электросамокатов, пешеходная же улица в центре только одна.
Беспилотный транспорт
Беспилотные технологии все более активно внедряются в транспорт, есть интерес на его внедрение в систему общественных перевозок. В Сан-Франциско и Лос-Анджелесе такие технологии уже применяются, есть планы по развитию в китайском Шэньчжене и Дубае. Известно, что у нас несколько лет назад в казанском Иннополисе тестировались системы беспилотного такси, но говорить о широком внедрении их в практику пока рановато.
Мегасобытия как драйвер развития
Крупные международные события – возможность для качественного обновления систем общественного транспорта. Этот тренд эксперты оценивают как один из доминирующих в мире, и у Екатеринбурга в этом плане богатый опыт. Еще со времени подготовки к участию в голосовании за право принимать всемирную универсальную выставку EХPO 2020, Чемпионат мира по футболу в 2018-м, Универсиаду в 2023-м внесли свой вклад, например, в значительную перестройку района вокруг Центрального стадиона и трамвайную ветку по Татищева, район Новокольцовский, через который планируют провести городскую электричку.
Поделиться
0
0