«Через год дойдет до всех»: китайские электромобили меняют законы и подходы к строительству в России

Пять лет назад электрокары были технологичной диковинкой – покупали их обеспеченные энтузиасты. Сегодня ситуация такова, что крупные застройщики задумываются о том, чтобы уже на стадии проектирования новых жилых комплексов учитывать обеспечение электрическими заправочными станциями встроенных парковок. Наличие зарядной инфраструктуры, а вернее – ее отсутствие, было одним из ключевым факторов, сдерживающим развитие рынка электрических машин. За пять лет возможности выросли в геометрической прогрессии, это становится прибыльным бизнесом и стимулом для изменения градостроительных норм. Подробности – в материале «Сигнал Урал».

В погоне за ДВС

В 2019 году на всю Россию приходилось 2,8 тыс. электромобилей. На конец 2023 года, спустя всего четыре года, их число оценивалось почти в 40 тыс. По данным оператора крупной сети электрозарядных станций «PUNKT Е», на 1 июля в России зарегистрировано более 90 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов. Общее число в масштабах страны невелико – не превышает 0,01%. Важно другое: при среднем росте рынка классических «легковушек» с ДВС на уровне около 1% в год число электромобилей растет в несколько раз за год, в отдельных регионах, таких как Москва и Иркутск – в 2-4 раза за год. Это касается также не очень многочисленных пока электробусов и электрогрузовиков. Треть всех электромобилей базируется в Москве и Московской области, но в числе лидеров есть много восточных регионов – Приморье, Иркутская и Новосибирская области, Хабаровский край. В 10-ку регионов с наибольшей долей используемых электромобилей вошла и Свердловская область.

«Это обязательно придет в регионы»

Электромобиль – не просто машина, это сопутствующая инфраструктура, в первую очередь, зарядная. И если, например, в Москве этим давно и успешно занимается «Энергия Москвы», то в регионах с этим сложнее. Столица вообще не случайно лидирует по числу электрокаров – дело тут не только в количестве жителей и их средней зарплате. Городские власти уже несколько лет стимулируют переход на электрический транспорт, в том числе, общественный. Например, парковки для электромобилей бесплатны, за зарядку на электрических зарядных станциях (ЭЗС) также не взимают плату, а сами машины не облагаются транспортным налогом. 

Помимо этого, в Москве приняты нормы, согласно которым в жилых комплексах по крайней мере 5% парковочных мест должны быть приспособлены для зарядки электромобилей, и регионы задумываются о том, что в этот тренд нужно входить прямо сейчас.


«В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Татарстане уже прописывается на обязательной основе, что 5% всех паркинг-мест должны быть оснащены зарядными станциями для электромобилей. Это обязательно придет в другие регионы», – отметил в беседе с «Сигнал Урал» представитель компании по производству зарядного оборудования «Скат Электро» Алексей Пронин.


Он добавил, что интерес к сфере электромобилей растет семимильными шагами, а вместе с ним – и число производителей и даже разработчиков этого специфического оборудования. Сам бренд «Скат» более 30 лет связан с заводом по производству электрического оборудования и источников бесперебойного питания «Бастион».

«В Москве понимают, что 5% это уже минимально, говорят, что надо уже до 10%, реальное требование уже сейчас – 8%. Моя ставка, что в стране введут 10% с региональными особенностями; понятно, что на Ямале или Сахалине вряд ли они будут также востребованы», – прогнозирует директор по развитию группы «Терра-ТОК» Семен Любарский.



«Умная» энергия

Проблема зарядки на паркингах в ЖК – это не просто установка зарядных станций в нужном количестве, но и вопрос энергопотребления. Внедрять дополнительную и довольно емкую систему может быть накладно для общедомового оборудования. Если вдруг жильцы дома, построенного в начале нулевых, массово пересядут на «электрички», здание может столкнуться с серьезными проблемами.

«Мы придумали решение для застройщиков и девелоперов нашего города и страны по поводу электрификации ЖК и паркингов ЭЗС. Пришли с умным решением – создание электрозарядной инфраструктуры для подземных паркингов в ЖК. Готовы показать, как при ограниченной мощности выстроить большую работающую сеть на парковке, и как это сделать, не привлекая дополнительных мощностей», – отмечает Любарский.


Смысл умной зарядной системы в том, чтобы при помощи программного обеспечения перенаправлять свободное электричество к зарядкам и распределять между ними. При таком подходе для дома не нужны дополнительные мощности, ЭЗС не будут влиять на работу электроприборов в доме, а основная нагрузка будет ложиться на ночное время, когда обычно и заряжают машины.


«Это замкнутый контур с внутренним перетоком энергии. У некоторых людей есть опасение, будет ли в итоге автомобиль заряжен к утру. Мы просчитали все варианты – максимум это 8-9 часов, то есть за ночь в любом случае будет заряжаться. Но реально при постоянном использовании заряда процентов на 40-50 за день нужно – минут 30-40», – говорит представитель компании.

«Через год все девелоперы будут думать об этом»

Производство «Терра-ТОК» находится в Екатеринбурге; неудивительно, что и значительная часть клиентов – из этого города. Свердловская область на протяжении нескольких лет входит в 10-ку регионов России с наибольшим количеством электромобилей, и, по словам Любарского, у застройщиков Екатеринбурга в последние полгода-год появляется запрос на интеграцию зарядной инфраструктуры в проектируемые сегодня жилые комплексы.


«В Екатеринбурге строится один ЖК, в котором застройщик хочет оборудовать под зарядку электромобилей 50% парковочных мест. Это скорее нонсенс, но мы понимаем, что есть ЖК, где уже сейчас 8-11% электромобилей. Если не все застройщики пришли к тому, что это нужно, через год-полтора дойдет до всех», – уверен эксперт, но пока не афиширует прогрессивных девелоперов.

Федеральный оператор ЭЗС родом из Новосибирска «PUNKT Е» реализует такой проект с «Брусникой» в одном из ЖК в Новосибирске, есть интерес и у застройщиков в столице. При этом компания занимается разработкой собственных облачных решений для электрозарядок.


«Само оборудование импортное, премиальный Китай, а программное обеспечение – полностью наша разработка. Все, что связано с электромашинами и инфраструктурой – в большей степени IT, а не энергетика. Кстати, конкурентов становится все больше, бизнес видит перспективы», – говорит представитель компании Андрей Юрин.

Он отмечает, что спрос на зарядную инфраструктуру выходит на такой уровень, когда люди уже готовы вкладывать деньги в размещение ЭЗС, в том числе по франшизе. Инвестиции в установку одной уличной коммерческой зарядки обходится примерно в 2,5 млн рублей, а компания-партнер берет на себя все обслуживание, сервис, развитие приложений, подбор места и юридические формальности.


Цена на покупку электроэнергии юрлицом и цена, по которой ее покупают автомобилисты, различается до 100%, и для инвесторов это весьма перспективное направление. В частности, у «PUNKT Е» есть присутствие в 30 регионах, и это не единственная такая сеть. При желании, оборудовать ЭЗС можно и в коттеджных поселках и даже в гараже: стоимость индивидуальной «зарядки» начинается от 60 тыс. рублей – в принципе, небольшие деньги, если сравнивать с постоянными затратами на топливо для ДВС.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться