еще
+0
| Вс, 16 февраля
«Низкие зарплаты и ограничения»: в Екатеринбурге выяснили, почему молодежь не идет в чиновники
Кадровый голод ощущается во всех отраслях, но на муниципальной службе он грозит стать настоящей проблемой. Причин на то довольно много, одна из основных – неконкурентная зарплата. Что делать – обсуждали на форуме «Города России» в Екатеринбурге.
По словам директора ресурсного центра развития госслужбы ВНИИ Минтруда Светланы Петровой, за последние 15-20 лет произошла полная смена ценностей. Например, если предыдущие поколения воспринимали муниципальную службу, да и работу в целом как некое служение, и именно оно стояло во главе угла, то у поколения 90-х и более поздних другой взгляд. Для них важен уровень дохода, комфорт, возможность для самореализации. Даже после окончания профильных вузов многие не задерживаются в органах власти – 40% увольняются в первый год работы, при этом 80% из них – по своей инициативе.
Примерно об этом же говорит замминистра экономического развития Челябинской области Елена Раевская. Она привела данные исследования, которые были выполнены аналитиками по запросу чиновников относительно траекторий движений у студентов и выпускников. Только 51% выпускников бакалавриата готов идти по специальности в органы власти на работу. У магистров цифра выше – 72%. При этом солидное число тех, кто закончил бакалавриат, не задерживаются в регионе и уезжают продолжать образование в столицу. Часть из студентов решают, что не хотят связывать свою карьеру с муниципальной и госслужбой уже после прохождения практики.
«Об этом мало говорят, но есть и такой фактор. Студенты мне говорят – мы же видим, как вы выглядите, мы не хотим также – вечно со стопками бумаги, с уставшими лицами бежите куда-то. То есть, в их глазах сам образ служащего негативен», – привела пример Раевская.
Все участники обсуждения сошлись на том, что сделать зарплаты сопоставимыми с реальным сектором на муниципальной службе невозможно. Раевская отметила, что нужно развивать какие-то инструменты нематериального поощрения, например, благодарственные письма от региональной и федеральной власти.
Руководитель аппарата мэрии Перми Александр Молоковских рассказал, что несколько лет назад в городе решили провести глобальную реформу и выстроить единую структуру, в которую входят 1700 служащих из двух десятков подразделений. Всю работу с ними проводит единая кадровая служба, а в качестве определенного новшества была создана служба психологов. Специалисты занимаются мониторингом состояния сотрудников, их погружением в команду, а также мониторингом причин увольнений.
Большое внимание уделяется корпоративной культуре в мэрии, в которой даже новички чувствуют себя вовлеченными в общую командную работу и досуг.
Во многом система копирует принципы работы крупного бизнеса и приносит определенные результаты. Но основные проблемы при найме персонала остаются теми же – ограниченное финансирование и неконкурентные зарплаты, отсутствие льгот, ряд ограничений и запретов, и многим людям вообще сложно понять, зачем идти на такие условия работы.
Интересный кейс озвучил глава Тобольска Петр Вагин. Он обратил внимание, что в небольших городах, а Тобольск вполне можно отнести к ним: население его только пару лет назад превысило 100 тыс. человек, удержать кадры еще сложнее. Тут стоит учесть еще и то, что недалеко от этого муниципалитета находятся три крупных города – Тюмень, Омск и Екатеринбург, и конкурировать с ними весьма непросто.
«У нас штат 227 человек, при этом 19 вакансий. 86% сотрудников – женщины, на них все держится», – заявил Вагин.
Чиновник уверен, что важная мотивация – карьерный рост, поэтому он не приветствует историю, когда руководители «таскают команду за собой». Он подчеркнул, что после перевода из Тюмени, где он работал замглавы, он всю команду сформировал из местных.
«Люди должны видеть перспективы. Если они думают, что все равно кто-то приедет, привезет с собой начальников, и им не дадут возможность вырасти – у них не будет настроя, и работа будет совсем другой. А задача мэра – дать другим проявить себя», – уверен глава Тобольска.
Одна из ключевых тем дискуссии – кто управляет городами. И спикеры дали несколько неожиданных ответов.
Замгубернатора Свердловской области Олег Чемезов выступил с очень емким спичем, сравнив мэра с дирижером, который из разных музыкантов создает гармоничное звучание. В любом городе масса актеров, оказывающих влияние на принятие решений – крупный и малый бизнес, политические группы, различные группы населения. Задача мэра в том, чтобы выстроить конструктивное взаимодействие между этими группами.
«Если у него получается – он управляет, если нет – то нет. Все просто», – отметил он.
Он обратил внимание на то, что у любого мэра есть команда, которую он подбирает под себя. И зачастую вместо компетентности мэр выберет лояльность, преданность и надежность. Чиновника можно научить новым компетенциям, но руководитель должен быть уверен в своих подчиненных.
При этом Чемезов признал, что распределение зарплат сейчас сложно назвать справедливым.
«Если сравнить зарплату сварщика, который получает 150 тыс. рублей и зарплату чиновника в ЖКХ, который работает за 40 тыс. рублей, но должен контролировать работу этого сварщика, то возникает вопрос о справедливости», – привел пример вице-губернатор.
Мэр Сысерти Дмитрий Нисковских посетовал, что и чиновники, и горожане вообще уезжают из малых городов, но ситуацию можно исправить, давая людям возможность реализовать свои планы и проекты. Он рассказал, что в муниципалитете немало инициативных людей, которые приносят свои идеи в копилку проекта «Соучастники» или Агентство развития Сысерти, ставшее своего рода продюсерским центром для реализация инициатив снизу. В этой системе администрация помогает закрыть организационные вопросы, помочь найти финансирование, а все остальное делают люди, причем, зачастую, лучше, чем если бы за это взялись чиновники.
«Самое сложное было – перестать ревновать эти вещи к жителям. Важно понять, что не надо все делать самим, часто нужно просто услышать людей и немного им помочь, подтолкнуть их к действиям», – поделился секретом Нисковских.
Поделиться
0
0