Что такое NFT и почему это важно для криптовалюты

13 декабря 2024

Что такое NFT?


Сегодня редко встретишь человека, который ни разу не слышал об NFT. В этой публикации мы разберемся с тем, что это такое, чем обусловлена популярность, кому интересен данный инструмент и как на нем заработать. 



Что такое NFT и почему они стали популярными


NFT (eng. Non-Fungible Token) – невзаимозаменяемый токен, по-другому его еще называют цифровой меткой. Это своеобразный сертификат уникальности, который состоит из кусочков кода – блоков. Он считается перспективной технологией в сфере монетизации творческого контента, поскольку исключает подмену или подделку. 


Изначально идея состояла в создании оцифрованной версии реальных произведений искусства с уникальным токеном для их продажи в сети коллекционерам. Первым громким случаем превращения реальной картины в виртуальную стала работа Бэнкси Morons (White). Картина была куплена за $95 тыс., а после оцифровки сожжена. Кроме этого, с помощью NFT продают и реальные объекты (передают права на актив): скульптуры, коллекции и т.д. 


Первые концепции появились в 2013 году, но сам термин стал использоваться с 2017 года, с запуском проекта CryptoPunks и стандарта ERC-721 на Ethereum. Количество токенов и популярность этой технологии растет, несмотря на периодические спады.

Популярность NFT обусловлена совокупностью его особых характеристик:


  1. Это «сертификат», который дает покупателю права (но необязательно право собственности) на объект интеллектуальной собственности, чаще всего на мультимедиа контент: видео- или аудиофайл, графика (фото, рисунок или анимация), документ или твит и даже игровой артефакт.
  2. Это виртуальный объект. Вне физической формы упрощается хранение и использование актива: его нельзя потерять или повредить, а любые операции с ним осуществляются мгновенно. 
  3. Каждый NFT уникален, т.е. является невзаимозаменяемым. Он подписывается индивидуальным цифровым ключом, который заносится в надежно защищенный электронный реестр (блокчейн). По ключу легко проследить всех правообладателей, а также перечень доступных прав на актив. 
  4. NFT имеет стоимость и поддается коллекционированию. На востребованность актива влияет его уникальность и культурная ценность. Вот самые крупные продажи: 
  • Everydays: The First 5000 Days от Майка Винкельманна, известного как Beeple, за $69,3 млн.; 
  • Clock от Pak и Джулиана Ассанжа за $52,7 млн.;
  • Human One от Beeple за $28,9 млн.;
  • коллекция CryptoPunk: #5822 за $23,7 млн., #7523 за $11,75 млн., #4156 за $10,26 млн., #5577 за $7,7 млн., #3100 за $7,58 млн., #7804 за $7,57 млн.

Сделки с NFT формируют рынок, доступ к которому не ограничен и предоставляется специальными площадками – NFT-маркетплейсами.



Также на популярность технологии влияют следующие факторы:


  • Внедрение блокчейна для надежной защиты прав на цифровую собственность и общее развитие сетевых технологий стало стимулом развития цифрового искусства. Авторы медиаконтента получили возможность не просто создавать и монетизировать свои цифровые работы, но и отслеживать их, защищая свои права.
  • Спрос со стороны ценителей искусства, которые больше не переживают за оригинальность или сохранность своих коллекций.
  • Индустрия видеоигр активно внедряет и использует NFT для создания и продажи редких внутриигровых ценностей (карты, предметы, артефакты, валюта).
  • Увеличивается капитализация рынка криптовалют, повышается активность криптоинвесторов, для которых NFT – привлекательный актив для диверсификации инвестиционного портфеля. 
  • NFT позволяют создавать инновационные бизнес-модели для стартап-проектов, позволяя им оперативно привлекать инвестиции и развиваться.
  • Реализация NFT-проектов во множестве отраслей вовлекает все больше новых пользователей, никак не связанных с крипторынком.
  • NFT – это просто, любой может создать свой токен. Нашумевшие многомиллионные сделки создают у данной сферы репутацию «легких денег из воздуха», привлекая все новых авторов.

Основные понятия NFT 


В сфере NFT много специфичной терминологии, непонятной для новичков. Давайте разберем базовые понятия, поговорим о ценообразовании и стоимости.



Что такое NFT токен?


Токен – виртуальная производная любого актива, имеющего ценность (ценные бумаги, объекты недвижимости, валюта, предметы искусства и т.п.). Токены можно продавать и покупать, то есть существует их рынок.

 

Невзаимозаменяемый токен – вид токена, когда в качестве ценности выступают произведения цифрового искусства или коллекционные предметы. Их уникальность делает подобные токены невзаимозаменяемыми.



Как работает NFT?


Блокчейн – защищенный криптошифрованием децентрализованный цифровой реестр, хранящий все данные об активе, операциях с ним с момента создания до текущего момента. Его нельзя взломать, дублировать, изменить, исказить или удалить данные.


Информация попадает в блокчейн навсегда, а проверить ее может любой пользователь сети, в любой момент времени, из любой точки мира. Токены обычно не имеют собственного блокчейна, а построены на уже существующих. Популярны NFT на базе блокчейнов Ethereum, Polygon и BNB Chain. Для новых проектов предлагается больше новых блокчейнов, создающих неограниченный простор для творчества и транзакций.


Кроме этого, в данной сфере используются следующие понятия. 


Стоимость NFT. Первоначально стоимость устанавливает создатель при размещении токена. Она указывается в криптовалюте на базе выбранного блокчейна, абсолютно ничем не ограничена и может достигать многих миллионов долларов. Спрос на токен и ценообразование зависят от репутации создателя, популярности бренда, уникальности актива, особенностей применения, инвестиционных ожиданий покупателей и т.д. Обязательно учитывается социальная и культурная значимость актива. 


Смарт-контракт – специальная программа, следящая за соблюдением заранее установленных условий контракта, по факту выполнения которых совершаются транзакции. Смарт-контракт заменяет посредников в сделках, полностью автоматизирует все операции, не допуская ошибок, вызванных человеческим фактором, и минимизирует время и затраты, связанные с обычными контрактами. На текущий момент практически все NFT создаются, функционируют и управляются смарт-контрактами.


NFT-маркетплейс – специальная электронная площадка, на которой создаются и продаются NFT. Многие плейсы имеют узкую специализацию, к примеру:

  • Foundation, Sotheby's и Christie's подходят для художников и коллекционеров предметов живописи.
  • NBA Top Shot ориентирована на болельщиков и коллекционеров в мире спорта.
  • Axie Infinity и CryptoKitties созданы для геймеров, которые покупают игровые предметы, аватары, игровую валюту и др.
  • OpenSea, LooksRare или Rarible – универсальные площадки.

Как зарабатывать на NFT?


NFT создаются для:

  • Самореализации автора.
  • Выгодной продажи актива для личных целей либо для финансирования реального бизнеса или иных целей.

Их приобретают для следующих целей:

  • Коллекционирование – создание уникальных тематических коллекций из редких активов, которые рассматриваются их владельцами как искусство. 
  • Инвестирование с целью сохранения и приумножения капитала вследствие более выгодной продажи. Как в случае с любым активом, стоимость NFT колеблется. Инвесторы пытаются зарабатывать на разнице курса покупки и продажи актива.


Известны следующие возможности заработка на NFT (рассмотрим их упрощенно):


  1. Создание и продажа своего NFT.

Автор выкладывает работу на маркетплейс, создает NFT, продает его за криптовалюту, которую продает на бирже и выводит обычные деньги.

2. Перепродажа.

Инвестор покупает NFT и продает его дороже, зарабатывая на росте стоимости и/или росте курса криптовалюты, в которой выражена стоимость токена.

3.  Airdrops –  бесплатная раздача токенов.

Используется, чтобы привлечь внимание к стартапам и авторам-новичкам, а также чтобы повысить лояльность клиентуры. Со временем NFT могут сильно вырасти в цене, что обеспечит доход при продаже.

4. Стейкинг.

После продажи NFT полученная криптовалюта не выводится в обычные деньги, а размещается на некоторое время на депозит под процент. Помимо процента, инвестор также может заработать на росте курса криптовалюты.

5. Продюсирование.

Продюсер помогает начинающим авторам создавать и продавать NFT, получая процент с продаж.

6. Обучение.

Проведение курсов, семинаров и мастер-классов по теме NFT за вознаграждение. 

7. Краудфандинг.

Организатор создает и продает NFT, а полученную выручку направляет на реализацию бизнес-проекта.


Важно помнить, что, как и с любыми инвестициями, нет никаких гарантий того, что получится заработать. Любая деятельность – это всегда риск, и сфера NFT здесь не исключение.


NFT создаются с целью получения дохода, коллекционирования, привлечения финансирования и проведения PR-кампаний. При этом не имеет особого значения, привлекаются средства для виртуальных или реальных бизнес-проектов, в том числе не связанных с искусством. Возможный потенциал и перспективы использования на данный момент кажутся почти безграничными.

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться