еще
+0
| Ср, 1 января
Что такое NFT и почему это важно для криптовалюты
Фото: Binance.com
Что такое NFT?
Сегодня редко встретишь человека, который ни разу не слышал об NFT. В этой публикации мы разберемся с тем, что это такое, чем обусловлена популярность, кому интересен данный инструмент и как на нем заработать.
Что такое NFT и почему они стали популярными
NFT (eng. Non-Fungible Token) – невзаимозаменяемый токен, по-другому его еще называют цифровой меткой. Это своеобразный сертификат уникальности, который состоит из кусочков кода – блоков. Он считается перспективной технологией в сфере монетизации творческого контента, поскольку исключает подмену или подделку.
Изначально идея состояла в создании оцифрованной версии реальных произведений искусства с уникальным токеном для их продажи в сети коллекционерам. Первым громким случаем превращения реальной картины в виртуальную стала работа Бэнкси Morons (White). Картина была куплена за $95 тыс., а после оцифровки сожжена. Кроме этого, с помощью NFT продают и реальные объекты (передают права на актив): скульптуры, коллекции и т.д.
Первые концепции появились в 2013 году, но сам термин стал использоваться с 2017 года, с запуском проекта CryptoPunks и стандарта ERC-721 на Ethereum. Количество токенов и популярность этой технологии растет, несмотря на периодические спады.
Фрагмент коллекции CryptoPunks. Фото: Pinterest.com
Популярность NFT обусловлена совокупностью его особых характеристик:
- Это «сертификат», который дает покупателю права (но необязательно право собственности) на объект интеллектуальной собственности, чаще всего на мультимедиа контент: видео- или аудиофайл, графика (фото, рисунок или анимация), документ или твит и даже игровой артефакт.
- Это виртуальный объект. Вне физической формы упрощается хранение и использование актива: его нельзя потерять или повредить, а любые операции с ним осуществляются мгновенно.
- Каждый NFT уникален, т.е. является невзаимозаменяемым. Он подписывается индивидуальным цифровым ключом, который заносится в надежно защищенный электронный реестр (блокчейн). По ключу легко проследить всех правообладателей, а также перечень доступных прав на актив.
- NFT имеет стоимость и поддается коллекционированию. На востребованность актива влияет его уникальность и культурная ценность. Вот самые крупные продажи:
- Everydays: The First 5000 Days от Майка Винкельманна, известного как Beeple, за $69,3 млн.;
- Clock от Pak и Джулиана Ассанжа за $52,7 млн.;
- Human One от Beeple за $28,9 млн.;
- коллекция CryptoPunk: #5822 за $23,7 млн., #7523 за $11,75 млн., #4156 за $10,26 млн., #5577 за $7,7 млн., #3100 за $7,58 млн., #7804 за $7,57 млн.
Сделки с NFT формируют рынок, доступ к которому не ограничен и предоставляется специальными площадками – NFT-маркетплейсами.
Также на популярность технологии влияют следующие факторы:
- Внедрение блокчейна для надежной защиты прав на цифровую собственность и общее развитие сетевых технологий стало стимулом развития цифрового искусства. Авторы медиаконтента получили возможность не просто создавать и монетизировать свои цифровые работы, но и отслеживать их, защищая свои права.
- Спрос со стороны ценителей искусства, которые больше не переживают за оригинальность или сохранность своих коллекций.
- Индустрия видеоигр активно внедряет и использует NFT для создания и продажи редких внутриигровых ценностей (карты, предметы, артефакты, валюта).
- Увеличивается капитализация рынка криптовалют, повышается активность криптоинвесторов, для которых NFT – привлекательный актив для диверсификации инвестиционного портфеля.
- NFT позволяют создавать инновационные бизнес-модели для стартап-проектов, позволяя им оперативно привлекать инвестиции и развиваться.
- Реализация NFT-проектов во множестве отраслей вовлекает все больше новых пользователей, никак не связанных с крипторынком.
- NFT – это просто, любой может создать свой токен. Нашумевшие многомиллионные сделки создают у данной сферы репутацию «легких денег из воздуха», привлекая все новых авторов.
NFT из коллекции Bored ape yacht club: стоимость токена более 75 тыс.$
Основные понятия NFT
В сфере NFT много специфичной терминологии, непонятной для новичков. Давайте разберем базовые понятия, поговорим о ценообразовании и стоимости.
Что такое NFT токен?
Токен – виртуальная производная любого актива, имеющего ценность (ценные бумаги, объекты недвижимости, валюта, предметы искусства и т.п.). Токены можно продавать и покупать, то есть существует их рынок.
Невзаимозаменяемый токен – вид токена, когда в качестве ценности выступают произведения цифрового искусства или коллекционные предметы. Их уникальность делает подобные токены невзаимозаменяемыми.
Как работает NFT?
Блокчейн – защищенный криптошифрованием децентрализованный цифровой реестр, хранящий все данные об активе, операциях с ним с момента создания до текущего момента. Его нельзя взломать, дублировать, изменить, исказить или удалить данные.
Информация попадает в блокчейн навсегда, а проверить ее может любой пользователь сети, в любой момент времени, из любой точки мира. Токены обычно не имеют собственного блокчейна, а построены на уже существующих. Популярны NFT на базе блокчейнов Ethereum, Polygon и BNB Chain. Для новых проектов предлагается больше новых блокчейнов, создающих неограниченный простор для творчества и транзакций.
Кроме этого, в данной сфере используются следующие понятия.
Стоимость NFT. Первоначально стоимость устанавливает создатель при размещении токена. Она указывается в криптовалюте на базе выбранного блокчейна, абсолютно ничем не ограничена и может достигать многих миллионов долларов. Спрос на токен и ценообразование зависят от репутации создателя, популярности бренда, уникальности актива, особенностей применения, инвестиционных ожиданий покупателей и т.д. Обязательно учитывается социальная и культурная значимость актива.
Смарт-контракт – специальная программа, следящая за соблюдением заранее установленных условий контракта, по факту выполнения которых совершаются транзакции. Смарт-контракт заменяет посредников в сделках, полностью автоматизирует все операции, не допуская ошибок, вызванных человеческим фактором, и минимизирует время и затраты, связанные с обычными контрактами. На текущий момент практически все NFT создаются, функционируют и управляются смарт-контрактами.
NFT-маркетплейс – специальная электронная площадка, на которой создаются и продаются NFT. Многие плейсы имеют узкую специализацию, к примеру:
- Foundation, Sotheby's и Christie's подходят для художников и коллекционеров предметов живописи.
- NBA Top Shot ориентирована на болельщиков и коллекционеров в мире спорта.
- Axie Infinity и CryptoKitties созданы для геймеров, которые покупают игровые предметы, аватары, игровую валюту и др.
- OpenSea, LooksRare или Rarible – универсальные площадки.
Маркетплейс Open Sea
Как зарабатывать на NFT?
NFT создаются для:
- Самореализации автора.
- Выгодной продажи актива для личных целей либо для финансирования реального бизнеса или иных целей.
Их приобретают для следующих целей:
- Коллекционирование – создание уникальных тематических коллекций из редких активов, которые рассматриваются их владельцами как искусство.
- Инвестирование с целью сохранения и приумножения капитала вследствие более выгодной продажи. Как в случае с любым активом, стоимость NFT колеблется. Инвесторы пытаются зарабатывать на разнице курса покупки и продажи актива.
Известны следующие возможности заработка на NFT (рассмотрим их упрощенно):
- Создание и продажа своего NFT.
Автор выкладывает работу на маркетплейс, создает NFT, продает его за криптовалюту, которую продает на бирже и выводит обычные деньги.
2. Перепродажа.
Инвестор покупает NFT и продает его дороже, зарабатывая на росте стоимости и/или росте курса криптовалюты, в которой выражена стоимость токена.
3. Airdrops – бесплатная раздача токенов.
Используется, чтобы привлечь внимание к стартапам и авторам-новичкам, а также чтобы повысить лояльность клиентуры. Со временем NFT могут сильно вырасти в цене, что обеспечит доход при продаже.
4. Стейкинг.
После продажи NFT полученная криптовалюта не выводится в обычные деньги, а размещается на некоторое время на депозит под процент. Помимо процента, инвестор также может заработать на росте курса криптовалюты.
5. Продюсирование.
Продюсер помогает начинающим авторам создавать и продавать NFT, получая процент с продаж.
6. Обучение.
Проведение курсов, семинаров и мастер-классов по теме NFT за вознаграждение.
7. Краудфандинг.
Организатор создает и продает NFT, а полученную выручку направляет на реализацию бизнес-проекта.
Важно помнить, что, как и с любыми инвестициями, нет никаких гарантий того, что получится заработать. Любая деятельность – это всегда риск, и сфера NFT здесь не исключение.
NFT создаются с целью получения дохода, коллекционирования, привлечения финансирования и проведения PR-кампаний. При этом не имеет особого значения, привлекаются средства для виртуальных или реальных бизнес-проектов, в том числе не связанных с искусством. Возможный потенциал и перспективы использования на данный момент кажутся почти безграничными.
Поделиться
0
0