Что такое брутто-контракты и как они изменят общественный транспорт Екатеринбурга

25 февраля 2025

С 1 февраля весь наземный общественный транспорт Екатеринбурга перешел на брутто-контракты: мэрия разыграла 32 лота, включающие все действующие автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты, на 8 млрд рублей. По существу, все перевозчики сохранили свою маршрутную сеть и продолжили обслуживать свои традиционные маршруты. 

 

С августа 2024 года по январь 2025 года формат брутто-контрактов тестировался на трамваях и троллейбусах, поскольку перевести их на новую форму оплаты было удобнее всего, так как оператором всего электротранспорта является МУП «Гортранс».

По итогам первых нескольких недель мэрия Екатеринбурга уже подвела и первые результаты транспортного «эксперимента». Подрядчики получили десятки штрафов больше чем на 2,5 млн рублей. В число нарушителей, хотя и в меньшей степени, попал и «Гортранс». «Рекорд» пока принадлежит компании «Пегас», которая обслуживает пять городских маршрутов и за 20 дней получила 35 штрафов на 552 тыс. рублей.  

 


Что такое брутто-контракты

Брутто-контракты – совершенно новая для Екатеринбурга форма взаимодействия между мэрией, как заказчиком транспортной работы, и перевозчиками-исполнителями. При этом в России накоплен довольно богатый опыт работы в таких условиях. Пионером здесь выступала Москва, позже к ней добавился ряд крупных муниципалитетов, среди которых Санкт-Петербург, Пермь, Тверь, Новокузнецк.

 

Брутто-контракт подразумевает, что муниципалитет оплачивает фактически выполненную перевозчиком работу – как правило, это пройденный километраж и работа по расписанию, а всю полученную от пассажиров плату за проезд забирает в городской бюджет. Большую часть рисков, связанных со сбором денег и недополучением выручки, мэрия, как заказчик, берет на себя.


Вице-мэр Рустам Галямов рассказал журналистам, что без кондукторов до 15% пассажиров вообще не платит за проезд, но анонсировал ужесточение мер контроля на проблемных маршрутах.

Основным отличием от действующих нетто-контрактов, при которых перевозчики забирают выручку от пассажиров себе, является то, что конкуренция между транспортными предприятиями начинается и заканчивается на этапе аукциона, но не продолжается на дорогах города.


Предполагается, что переход на новую форму оплаты сделает общественный транспорт более удобным и предсказуемым для пассажиров: график работы на каждом маршруте будет определен контрактом, а за нарушение перевозчика будут ждать штрафы, которые существенно повлияют на конечную сумму, выплаченную ему заказчиком.

Переход на брутто-контракты – это одна из ключевых задач в плане развития пассажирских перевозок Екатеринбурга на 2024-2026 годы, говорится в постановлении, подписанном мэром Алексеем Орловым в ноябре 2024 года. Брутто-контракты были разыграны на полугодовой срок. В мэрии отмечают, что такой пробный период нужен для оперативного внесения изменений, которые потребуются после первых месяцев работы. При успешном тестировании следующие контракты будут заключать уже на трехлетний срок.


При работе по брутто-контрактам мэрия сможет эффективнее контролировать, как перевозчики соблюдают расписание, облагать их внушительными штрафами за нарушения договора.

 

Одним из самых явных последствий перехода на систему брутто-контрактов будет обновление подвижного состава, так как в контрактах прописаны требования к машинам, обслуживающим каждый маршрут. Мэрия постоянно декларирует готовность к обновлению подвижного состава. В планах до конца 2026 года прописывается покупка 100 трамваев, 75 троллейбусов, 395 автобусов. В ближайшие месяцы ожидается закупка 50 трамваев, 50 троллейбусов и автобусов разных классов, минимум 15 будут очень большого класса, их еще называют «гармошками». Конечно, частные автопредприятия вряд ли смогут поддержать такой темп покупки новой техники, однако и к их автобусам будут предъявляться строгие требования по техническому состоянию, наличию систем безопасности, видеонаблюдения и оплаты проезда.

 

На первых этапах переход к брутто-контрактам требует больших финансовых затрат, однако впоследствии это поможет оптимизировать транспортную работу. Это также означает, что общественный транспорт из коммерческой системы превращается в социальную.

Зачем все это нужно

Последние десять лет в Екатеринбурге пытаются провести транспортную реформу, потому что общественный транспорт генерирует убытки и недовольство горожан, о котором высказалась в прошлом году председатель Совфеда Валентина Матвиенко. За это время на планирование перемен потратили больше 100 млн рублей.

 

В 2016 году компания «Город.PRO» сделала первый подход к теме реформирования маршрутной сети общественного транспорта в городе. Разработчики, которые привлекли американского эксперта по этой теме Джаретта Уокера, представили резонансное исследование, где предложили кардинально сократить количество маршрутов, сократить их протяженность и ввести систему пересадок, чтобы снизить издержки и время в пути.

Кроме того, предлагалось увеличить количество выделенных полос, ввести повременной тариф для оплаты проезда, модернизировать остановки и строго контролировать соблюдение расписания. Предлагаемые перемены, особенно в части упразднения маршрутов, вызвали возмущения горожан такой силы, что мэрии пришлось отложить кардинальные перемены на более поздний срок.

 

Ситуация несколько улучшилась в преддверии Чемпионата мира по футболу – 2018, когда при поддержке областных властей закупили десятки новых больших автобусов. Цвет для них определили на общегородском голосовании: муниципальные автобусы получили насыщенный зеленый цвет. Тогда же ввели бесконтактную оплату проезда и первые выделенные полосы в центре города. В 2018 году московская фирма «СтройИнвестПроект» выиграла конкурс мэрии на очередную разработку транспортной реформы, однако город так и не получил проект.

 

Год спустя объявили новый конкурс, и его выиграл московский Центр экономики инфраструктуры. В 2020 году специалисты предложили план по модернизации общественного транспорта Екатеринбурга, включавший в себя переход на брутто-контракты с перевозчиками, новые тарифы, обновление маршрутной сети и концессионные соглашения для обновления подвижного состава. Тогда планам не суждено было сбыться – началась пандемия, горожане перестали активно передвигаться, и главной задачей мэрии стало сохранение общественного транспорта хотя бы в текущем виде.

К 2024 году общественный транспорт, хотя и выжил, но окончательно устарел. Самой заметной к тому моменту переменой была новая сквозная нумерация маршрутов: теперь трамваи ходят под номерами с 1 по 24, троллейбусы – с 25 по 39, автобусы – с 40 по 99. Оставшиеся под прежними номерами автобусы 24 и 28 в августе 2025 года станут ходить под №64 и №86 соответственно. В это же время несколько дублирующих маршрутов ликвидировали (например, трамвай №25), некоторые – перенаправили, что также вызвало возмущения, но уже гораздо меньшие, чем в 2017 году.

Предложения Центра экономики инфраструктуры легли в основу вновь запустившейся в марте 2024 года транспортной реформы. Мэр Алексей Орлов подписал несколько постановлений, в которых описаны будущие изменения в общественном транспорте – брутто-контракты, организация Центра управления перевозками, новые выделенные полосы, покупка новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Множество раз упоминавшийся переход на брутто-контракты, наконец, случился и стал флагманом транспортной реформы.


Параллельно с этим мэрии потребовалось обновить положения комплексного развития общественного транспорта, для чего заказали исследование, которое должно определить вектор до 2035 года. Конкурс выиграл уже известный Екатеринбургу «СтройИнвестПроект», их разработки будут использовать в ходе транспортной реформы.

 


К чему все это приведет

Переход на брутто-контракты потребовал изменения транспортной инфраструктуры, особенно в части оплаты проезда. До осени 2024 года за проезд можно было заплатить тремя способами: наличными, банковской картой и Е-Картой. Все транзакции должны проводиться через специальный терминал и подтверждаться чеками-билетами. Перевозчики строго следят за оплатой проезда, так как выручку они забирают себе. При работе по брутто-контрактам оплата проезда собирается силами перевозчика, но ему уже не нужно следить за этим так строго, ведь его заработок не зависит от выручки.

 

Для того, чтобы пассажиры продолжали платить за проезд, штраф за безбилетный проезд увеличили со 100 до 2500 рублей, а с 1 января 2025 года возросло количество контролеров на маршрутах наземного транспорта. Также мэрия ввела новый безналичный способ оплаты проезда – по СБП. Тестовый период пришелся на осень и начало зимы, для этого в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев развесили QR-коды, перейдя по которым, можно было оплатить проезд через приложение банка, сэкономив при этом 13 рублей. Промо-акция длилась с октября по декабрь 2024 года, после чего мэрия договорилась с НСПК на скидку в четыре рубля для каждой транзакции через QR-код на весь 2025 год.

Работа по брутто-контрактам – важный шаг для проведения транспортной реформы, но далеко не единственный. Специалисты «СтройИнвестПроекта» намерены увеличить долю горожан, пользующихся общественным транспортом, с 40% до 50%. Вероятнее всего, мэрия начнет перестраивать маршруты, чтобы сделать их более соответствующими сложившимся транспортным потокам. Появятся новые тарифные планы, исключающие двойную оплату при пересадках.


В постановлении о планировании работы общественного транспорта на 2024-2026 годы, опубликованном на сайте мэрии, также значатся новые выделенные полосы, которые появятся в центре города, Академическом районе, Юго-Западном, Пионерском и Заречном микрорайонах, на Уктусе, ВИЗе, Сортировке, Автовокзале, Широкой речке. Выделенные полосы ускорят движение общественного транспорта по пробкам, что сделает его более комфортным, чем личные автомобили, для которых станет больше платных парковок.

Сможет ли все это переломить естественный ход событий в ветшающем общественном транспорте Екатеринбурга? Посмотрим уже через полгода. 

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться