Депутат-гонщик Сергей Карякин: «На ралли «Шелковый путь» не хватает мировой конкуренции»

СТ

Сергей Табаринцев-Романов

Обозреватель

26 июня 2024

# Жизнь на Урале

# Мнения

В феврале 2022 года Международная автомобильная федерация (FIA) ввела жесткие требования для участия российских гонщиков в международных соревнованиях, включая ралли-марафон «Дакар». Требования даже жестче, чем на Олимпиаде – спортсмен обязан подписать документ с осуждением СВО, российской политики и признать свою солидарность с Украиной. Теперь для россиян в этой дисциплине наиболее значимой гонкой в мире остается «Шелковый путь», который в этом году пройдет по территории России и Монголии.


Пятикратный чемпион «Шелкового пути» и двукратный победитель «Дакара», свердловский депутат Сергей Карякин рассказал «Сигнал Урал» о подготовке к гонке, спорте и о том, как санкции влияют на соревнования и отношения со спортсменами. 


«Если машина не подведет, есть хороший шанс на победу»


Сергей Васильевич, через две недели начинается ралли-марафон «Шелковый путь», как у вас настрой, как идет подготовка?

– До полуночи каждый день в автосервисе. Побеждать готов, тем более, что пять лет подряд мы уже выигрывали. На нас такая ответственность лежит, и все, конечно, ждут от только победы. Это очень серьезное эмоциональное давление.


Машина в этом году будет абсолютно новая, другого поколения – это большой шаг вперед. Если техника не подведет, есть очень хорошие шансы на победу.


Кто занимается, помогает с разработкой, с созданием машин?


– У нас свое производство, собственное конструкторское бюро в команде. Мы занимаемся разработкой машин для себя, для других команд и сейчас сделали новую – для участия в «Шелковом пути».


– В каких категориях выступаете в этом году?


– В трех. Я в категории T3, Алексей Шмотьев поедет в Open и еще будет команда в классе Гранд тур – это будет китайский бренд Jaecoo.

«Шелковый путь – лучший способ для китайских брендов доказать свою надежность»


Откуда Jaecoo появился? Это новый спонсор команды? С чьей стороны инициатива была по партнерству?


– Это была совместная инициатива. Мы снимали для Jaecoo ролик на Эльбрусе. Потом я им предложил более серьезное испытание – принять участие в гонке «Шелковый путь». Они подумали, согласились – в итоге машина Jaecoo J8 появилась в стартовой заявке на «Шелковый путь» 2024 года.


Насколько сейчас китайский автопром вообще в ралли представлен? Мы привыкли видеть на том же «Дакаре» японские или европейские бренды, а что с «китайцами»?


– Сами видите, как активно китайские автопроизводители заходят на наш рынок. В ралли будут участвовать Haval, Tank, много всяких брендов, их поддерживают заводы. 

Можно ли сказать, что участие в ралли – это такая рекламная кампания для автопроизводителей, длительный стресс-тест для машин?

 

– В этом и суть. Им интересно доказать надежность своей машины и такой испытательный полигон как ралли-марафон – лучший вариант для этого. Я думаю, что эта гонка покажет, насколько надежны китайские машины. Это ведь одна из задач – проверить в экстремальных условиях и показать потребителю, что «китайская машина ненадежна» – пережиток прошлого.


– Вы готовились к гонке в Эмиратах – почему именно там?


– Там есть дюны. В этом году часть дистанции проходит по Монголии, затрагивает пустыню Гоби. Там дюны очень сложные и без подготовки проехать по ним не получится. Поэтому, мы готовились, тренировались, чтобы быть максимально «вкатанным» в пески. Ехать по пескам сложно и рискованно.

«Нам не хватает международной конкуренции»


«Шелковый путь» проходит с 2009 года. Как бы вы оценили его организационный и профессиональный уровень?


– Тут можно выделить два этапа – сначала этот ралли-марафон организовывали вместе с французами, второй этап – когда делала чисто российская команда. Могу сказать, что уровень организации не только не упал, но местами даже вырос, потому что наши организаторы применили свои ноу-хау, свои компетенции и сегодня очень сложно найти мероприятие, организованное на таком высоком уровне.


Это самая большая российская гонка и то обстоятельство, что она создавалась по инициативе президента, накладывает очень большую ответственность на организаторов. Они не могут сделать плохо, потому что понимают, что, по сути, это президент приглашает наших коллег в гости.


– На фоне всего что происходит с большим спортом, есть ли участники из стран Запада?


– Да, есть. Они принимают участие в классе Гранд тур, потому что им для участия не нужна спортивная лицензия. Западных гонщиков пугают тем, что им не выдадут спортивную лицензию, если они поедут участвовать в гонках в России. Поэтому, многие не могут принять участие в спортивном классе, опасаются, что потом не смогут участвовать в своих гонках.

«Дакар» для наших гонщиков и команд закрыт. Есть ли сожаление по этому поводу и надежда, что мы туда вернемся?


– Безусловно, есть. Хоть я и не под санкциями, но подписывать документ, который они просят для участия в виде осуждения спецоперации, нашего правительства и государства, я не буду. Это не то, как я вижу свое взаимодействие с Родиной. До тех пор, пока не снимут это ограничение, участвовать мы не сможем. При этом у меня ни с кем из иностранных гонщиков не испортились отношения, мы отлично общаемся. У них хватает понимания того, что политические игры не имеют ничего общего с человеческими отношениями.


Можно ли сравнивать «Дакар» с «Шелковым путем» или российскому марафону еще есть куда расти?


– В плане организации все организовано на равном уровне, но не хватает международной конкуренции. Конкуренция – это то, что двигает всех нас вперед, без нее очень трудно. Очень хочется, чтобы к нам приезжали заграничные гонщики, но раз им угрожают отзывом спортивной лицензии, то они этого, конечно, не делают.


Есть ли планы протянуть «Шелковый путь» на дистанцию, сопоставимую с «Дакаром» – до Китая или стран Юго-Восточной Азии?

 

– В этом году Китай хотел включить в маршрут, но они не пустили нас на свою территорию.


– Почему? Как аргументировали?


– В прошлом году я хотел приехать к ним на гонку, писал письмо. И, хотя она была не в составе FIA, они ответили мне: подписывай письмо против СВО - и приезжай. Такая немного грустная строчка о нашей дружбе с Китаем. 

Иконка комментария

1

1

ЯГ

Яся Гусевич

26 июня 2024

Вот вам и китайцы 😤

Необходимо авторизоваться