Транспортные концессионеры предложили на федеральном уровне «унять аппетиты ресурсников»

Концессия – практически единственный реальный механизм для обновления общественного транспорта, особенно электрического, и это одна из основных тем проходящего сейчас в Екатеринбурге Всероссийского совещания по развитию городского электротранспорта. Руководители одного из лидеров на этом рынке, компании «Мовиста», поделились с коллегами основными трудностями при реализации концессионных соглашений и предложениями, как на федеральном уровне исправить ситуацию.

Одна из сложностей, препятствующая своевременной разработке документации – непростая процедура изъятия земель, предназначенных для трамвайной сети. Заместитель гендиректора по развитию городского электрического транспорта Группы «Мовиста» Николай Петров отметил, что с участками, которые идут вдоль улично-дорожной системы, практически нет проблем, а вот когда трасса идет отдельно – «начинаются всякие чудеса».


Один из наиболее странных примеров: трасса оказалась проложена через участок, где территория жилого многоквартирного дома затрагивала даже дорожную часть. При этом происходил конфликт на уровне собственников земли и было непонятно, с кем из них нужно договариваться. В итоге трассу пришлось перепроектировать. Чтобы минимизировать такие ситуации, Петров предложил внести изменения в земельное законодательство по упрощению процедуры изъятия земельных участков для нужд концессии по аналогии с автомобильными дорогами.


Еще одно труднопреодолимое препятствие, которое зачастую замедляет и удорожает концессионный проект – технические условия от ресурсоснабжающих компаний.


«Они могут быть любыми и ничем не ограничены. Приведу пример. В Перми трассировка проходила над сетями, и ресурсоснабжающая компания выставила условие: заменить магистральный трубопровод на 200 м в одну сторону и на 300 м в другую, глубина залегания 6 м. На такую глубину даже не докопаться, мы вообще не трогаем грунт больше, чем на 2 м в глубину. Этот вопрос пришлось решать на уровне краевого вице-премьера. Мы по концессии строим трамвайную сеть, а не должны заменять трубы по всему городу», – рассказал Петров.


Топ-менеджер «Мовисты» выступил с предложением законодательно стандартизировать техусловия, выдаваемые ресурсоснабжающими организациями, чтобы немного «умерить их аппетиты».


Еще одна трудность, которая часто возникает – состояние искусственных сооружений, таких как мосты и путепроводы. Зачастую оказывается, что мост, по которому должна пройти трамвайная линия,находится в очень плохом техническом состоянии. Ее реконструкцию часто тоже возлагают на концессионера, и стоимость контракта может вырасти в разы. Например, в Липецке трамвайная линия должна была связать районы города, лежащие по разные стороны реки. Оказалось, что мост длиной 2,5 км находится чуть ли не в аварийном состоянии. Путем долгих административных процедур региональные власти договорились с федеральным центром о совместном финансировании ремонта моста, на это было выделено 10 млрд рублей. При этом объем всего концессионного соглашения в Липецке составил 14,5 млрд.


Кроме того, представитель «Мовисты» предложил изменить подходы к оценке инфляции при расчетах концессии. На разных этапах инфляция, которая закладывается в проект, оценивается по инфляционным индексам министерств, в частности, Минтранса. Но они достаточно консервативны, тогда как реальная инфляция идет опережающими темпами и негативно влияет на перспективы концессии. А заодно поступило предложение внести в Налоговый кодекс предложения об обнулении НДС на перевозку пассажиров, что позволит сделать деятельность общественного транспорта более рентабельной для эксплуатантов.     

Иконка комментария

0

0

Необходимо авторизоваться